|
||||||
Главная | Библиотека | Студентам | Юридическая клиника | Грант | Обратная связь | Поиск |
Петрухин
И.Л. Прокурорский надзор и
судебная власть 2.
К КАКОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ ОТНОСИТСЯ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР? Ответ
на этот вопрос позволит лучше уяснить
соотношение прокурорского надзора с
судебной властью. Поскольку наши прокуроры
всегда понимали свою задачу, как «строжайше
следить», «надзирать», быть чьим-то «оком»,
они все время как бы , искали хозяина,
которому нужно исправно служить. Таким хозяином
были, лицо или орган, реально обладающие
высшей властью в стране. Прокуроры
единодушно отвергают свою принадлежность к
судебной власти, считая недоразумением
включение прокуратуры в главу Конституции
о судебной власти (о чем уже говорилось). Высказано
мнение, что до принятия в 1993 г. Конституции
РФ «прокуратура была своего рода
контрольным органом законодательной
власти», а в настоящее время «прокуратура
должна стать важной опорой президентской
власти»1. В то же время
позиция авторов цитируемой работы состоит
в том, что прокуратура «является
самостоятельной структурой, не входящей ни
в одну из ветвей власти», и «способствует
взаимодействию ветвей власти»2. В таком же духе
высказываются и некоторые другие авторы. С этим
высказыванием не вполне согласуется другое:
единство и централизация прокуратуры
обеспечивается «подотчетно- __________ 1 Прокурорский надзор в Российской
Федерации / Под ред. Чувилева А. А. М,
2000, с. 11. 2 Там же, с. 11. 16 стью
только Совету Федерации и Президенту...»1.
И далее: прокуратура выполняет свои задачи,
«не являясь органом государственной
власти»2. И, наконец,
существует позиция, высказанная, в
частности, Советом судей РФ в постановлении
от 16 декабря 1998 г.: «...Необходимо изменить
роль и место прокуратуры в системе государственных
институтов власти, возложив на нее
единственную обязанность - уголовное
преследование лиц, совершавших преступления,
под судебным контролем»3. Попытаемся
разобраться в этих высказываниях.
Прокуратура никогда не была органом или
придатком законодательной власти, в
частности Верховного Совета СССР. Она не
является и органом Совета Федерации, хотя
он и назначает ее высших должностных лиц. В
составе законодательных органов нет и не
может быть аппарата, который осуществлял
бы надзор за законностью деятельности
министерств, ведомств, должностных лиц. В
соответствии с теорией разделения властей
такого рода функции не могут быть возложены
на законодательные органы. Что касается
степени эффективности принимаемых
парламентом законов, необходимости их
отмены или изменения, то это — не надзорная,
а аналитическая работа, которая по
поручению парламента и органов, обладающих
правим законодательной инициативы,
проводится; соответствующими научными
учреждениями. Является ли
прокуратура органом Президента РФ? На этот
вопрос ответил сам Президент, заявивший,
что он не вправе требовать от прокуратуры
освобождения из-под стражи В. Гусинского (июнь
2000 г.). Президент РФ как гарант Законности,
прав и свобод граждан реально может влиять
на Прокуратуру, но правовые формы этого
влияния законом не определены. Утверждение, что
прокуратура вообще не является органом
государственной власти, ошибочно, так как
осуществляемый ею надзор — это функция
власти. Итак, остается
признать, что прокуратура в России настолько
самобытна и уникальна, что ее в нынешнем
виде приходится признать самостоятельной (четвертой)
ветвью государственной власти Но
настораживает то, что в современных
цивилизованных странах существуют только
три ветви власти — законодательная,
исполнительная и судебная, притом
прокуратура является органом
исполнительной власти и, по общему правилу,
входит в Министерство юстиции. __________ 1
Комментарии и разъяснения к Федеральному
закону «О прокуратуре» / Под ред. Рохлина Ю.
А. СПб., 1999. 2
Там же, с. 30. 3
Российская юстиция, 1999, № 4, с. 10. 17 Российская
прокуратура не может быть отнесена к
исполнительной ветви власти из-за того,
что она выполняет функцию надзора за
законностью деятельности министерств,
ведомств, должностных лиц и т. д. Если лишить
ее этой функции, то она вполне вписалась бы
в ту модель, которую предложил Совет судей
РФ, — уголовное преследование и обвинение
перед судом. Пока это не сделано,
прокуратура — никому не подконтрольный
монстр, который способен с одинаковыми
успехом как надзирать за исполнением
законов, так и нарушать их. Опросы глав и
сотрудников администраций, контрольных органов,
судей, сотрудников МВД, ФСБ, ФСНП,
таможенных органов и прокуратуры выявили
следующее мнение о функциях прокуратуры:
разновидность органа законодательной
власти — 53,6%, орган исполнительной власти —
13,8%, орган президентской власти — 20,3%
опрошенных. В то же время 62,9% опрошенных высказались
против отнесения прокуратуры к
традиционным ветвям власти1. Доверять
такому исследованию вряд ли возможно (не известно
соотношение респондентов по их
принадлежности к ведомствам, исследование
проведено заинтересованным органом —
прокуратурой). Одно лишь ясно: практические,
да и научные работники не имеют четкого
представления о том, к какой ветви власти
относится прокурорский надзор.
|
Webmaster: ассистент кафедры Анищик Олег |
![]() |
Методические материалы |
Материалы по курсу "Уголовный процесс" |
Материалы по спецкурсу "Процессуальные решения" |
Учебный уголовный процесс |
Конференция |